Школа №1272 группа " Медвежата"

Открытое занятие в подготовительной группе №9 по теме «Компас. Исследование магнита»

16 ноября [сб]

 Открытое занятие в подготовительной группе по теме «Компас. Исследование магнита»

Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Компас. Исследование магнита

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.

Задачи:

• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими;

• стимулировать самостоятельность и активность детей;

• способствовать обогащению словаря.

Словарная работа: магнетизм, полюса, магнетит, ученые, глобус, компас, магнитное поле.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; скрепки скрепки, предметы из разных материалов:дерево,пластмасса, резина,картон.

Демонстрационный материал:

демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка,глобус, компас.

Предварительная работа:

знакомство с географическими и магнитными полюсами Земли.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили письмо и посылку от Фиксиков (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Симка и Нолик. Мы знаем, что вы начали изучать новую тему «Пространство и время». Мы всегда помогаем нашему другу Дим Димычу делать уроки. И сегодня решили помочь вам. Высылаем вам помогатор. Вы должны открыть секрет его работы. Потом вас будет ждать второе задание и сюрприз! Чтобы узнать, что в коробке. Нужно отгадать загадку-

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, но стрелка есть,

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться.

(Компас)

detsad-1300101-1511209097.jpg

Дети, а что такое компас? И для чего он нужен?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Да, верно, компас-это прибор, который помогает нам ориентироваться в пространстве. А что мы хотим о нем узнать?

Дети: как он работает?

Пройдемте к карте. Я хочу рассказать вам одну историю. Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). (Воспитатель показывает фотографию камня).

detsad-1300101-1511209215.jpg

Ученые стали изучать свойства этого камня и были очень удивлены. Сегодня я предлагаю вам узнать о свойствах этого удивительного камня. Пройдемте за столы.

Далее дети проводят опыты с магнитом.

Опыт№ 1. Действие магнита.

Воспитатель:Перед вами лежат на тарелочке разные предметы. Из каких материалов они сделаны?

(дерево, пластмасса, резина,железо)

Возьмём магнит и поднесем его к каждому предмету.

Ребята, расскажите, что у вас получилось? Какие предметы притянул магнит? (ключик, скрепка). Почему? Из чего они сделаны? (железа). Предметы какие? (железные).

Какой сделаем вывод? Предметы из какого материала притягивает магнит?

Дети:Магнит притягивает только железные предметы. (показываем на схеме).

detsad-1300101-1511209308.jpg

Опыт №2. Действие магнита через разные материалы.

Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли магнит притянуть предметы через картон? (рассуждения детей). Я вам предлагаю, положить на железные предметы лист картона и поднести к нему магнит. Что произошло?

Дети: Железные предметы магнитятся через картон.

Воспитатель: А еще ребята, давайте с вами попробуем вытащить скрепку из стаканчика с водой не намочив рук. Что произошло?

Дети: Железные предметы магнитятся через картон,воду и пластик.

(показываем на схеме)

detsad-1300101-1511209407.jpg

Опыт№ 3. Разные полюса.

Воспитатель: Возьмем два кусочка магнита и поднести их друг к другу. Что происходит? (одним концом притягиваются, а другим – отталкиваются). Один конец называется южным полюсом магнита. Другой конец - северный полюс магнитаМагниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Ребята, а где ещё мы встречаем южный и северный полюса?

Дети: Наша планета имеет южный и северный полюса, это части света. А еще есть запад и восток.

detsad-1300101-1511209485.jpg

Опыт№ 4. Сила магнита.

Воспитатель: Магнит поднесите к скрепке, к скрепке еще скрепку и так несколько – они притягиваются друг к другу.

Ребята, как вы думаете, почему скрепки держатся? Правильно, их держит магнит. Сейчас мы магнит уберем – что происходит?

Дети: они держатся одна за другую, и без магнита.

Воспитатель: Когда скрепки держались за магнит, они намагнитились и стали маленькими магнитиками. Мы наблюдаем магнетизм.

detsad-1300101-1511209544.jpg

Воспитатель: А какой формы наша планета Земля?

Дети: Круглой

Воспитатель: Правильно. Наша планета как большой магнит притягивает к себе все что на ней находится.

Ученые Китая, изучая магнит,заметили, что намагниченный стержень всегда указывает в одном направлении. Именно в Китае был изобретен первый компас, которым в наше время пользуются все страны мира.

Ну вот мы с вами и узнали секрет работы компаса. Переходим к заданию № 2. Нам необходимо отыскать приз по карте с помощью компаса

detsad-1300101-1511209662.jpgdetsad-1300101-1511209694.jpgdetsad-1300101-1511209751.jpg

(ищем спрятанный заранее мешочек с яблоками и послание от Фиксиков)

Послание:

«Молодцы ребята!

Вы хорошо потрудились на занятии и в благодарность мы высылаем вам яблоки, Они содержат очень много витамина-железа. Так необходимого для детского организма!»

detsad-1300101-1511209807.jpg

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.